Форум «Русскiй взглядъ»
Уважаемые участники и гости! Форум находится на переформатировании. Времена меняются, и прежний вариант разбивки на разделы устарел. Темы будут постепенно частично перераспределены между новыми разделами, над чем еще предстоит подумать. Пока некоторые подфорумы недоступны, но это временно. Администратор. РВ
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.06 16:55. Заголовок: Татарские мусульмане всегда боролись с православием


Свв. Петр и Стефан Казанские

Интересный материал, который я нашел в одном из православных сайтов. Методы борьбы татар очень напоминают действия босанских муджахетдинов. Выходит, и в России есть свое Сараево, а я в нем живу Если будет слаба Россия, то Запад при желании здесь сможет раздуть похожую ситуацию. Не зря при "реконструкции" казанского кремля нынешние власти сварганили мечеть, некогда разрушенную войсками Ивана Грозного, от которой кроме воспоминаний ничего не осталось, даже чертежей, теперь ее очень хорошо видно с кремлевского холма. А вот колокольню Благовещенского собора, разрушенную большевиками, решили не восстанавливать, равно как и монастырский комплекс - мол ЮНЕСКО не велит. А еще после реконструкции на куполе дворцовой церкви решили не ставить крест, в ее помещении (только вдумайтесь) будет Музей государственности Татарстана .

(Память - 24 марта / 6 апреля)

Не прошло и десяти лет после казни св. Авраамия, как монголы в жестоком походе полностью покорили Волжскую Булгарию, после чего она вошла в состав Золотой Орды, сохранив некоторую автономию. В конце XIV века Булгария вместе с Ордой была разгромлена Тамерланом. Самостоятельной осталась только Казань, ставшая столицей Казанского ханства, сами же булгары, слившись с другими народами, уступили место новому этносу – татарам, перенявшим от предков религию ислама.

О двух таких татарах, жителях Казани XVI века, и пойдёт у нас здесь речь.

Прежде следует несколько вспомнить о том, что из себя представляло Казанское ханство в соотношении с Русью. Почти все двести лет своего существования оно проводило регулярные набеги на русские территории, подвергая их разграблению и опустошению. Не оставались в долгу и русские, с меньшей регулярностью, но также время от времени опустошавшие территории ханства. Несколько раз Казань брали, она переходила под контроль Москвы, но всякий раз это продолжалось недолго... Неоднократно совершались жесточайшие русские погромы. Массовые грабежи и убийства русских купцов, приезжавших на ежегодную казанскую ярмарку стали в XV веке столь обычным делом, что Василию II пришлось специальным указом запретить русским купцам посещать её, что послужило причиной возникновения знаменитой впоследствии нижегородской ярмарки.

Что именно из себя представляли сами набеги хорошо проясняет рассказ Казанского летописца: “...и жгли они великие честные монастыри, святые же церкви оскверняли присутствием своим, ложась в них спать, и, раскалывая секирами честные святые образа, предавали их огню-всеядцу, а святые служебные сосуды в посуду простую превращали... и из священнических риз шили себе одежду, и над монахами чинили надругательство, бесчестя образ ангельский: засыпали им в сандалии угли горячие и, обвязав вокруг шеи верёвку, заставляли их скакать и плясать, словно прирученных зверей; и стаскивали с молодых красивых иноков честные ризы и облачали их в мирские одежды, а затем продавали их, как простых юношей, в далёкие варварские земли, и расстригали молодых инокинь, и насиловали их, и брали их себе в жёны, над мирскими же девицами на глазах у отцов их и матерей, не стыдясь, преступное блудное дело творили, также и над жёнами на глазах их мужей, ещё же и над старыми женщинами... и невозможно подробно перечислить все преступления их, ибо всё это я видел своими глазами и знаю то, о чём пишу в горьком этом повествовании.

Православные христиане ежедневно уводились в плен казанскими сарацинами и черемисой, старым же, непригодным для работы, они выкалывали глаза и обрезали уши, нос и губы, и выдёргивали зубы и в таком виде бросали их, еле дышащих; иным же отрубали они руки и ноги, и валялись те люди как бездушные камни на земле и спустя недолгое время, умирали... А вот же что они — хуже, чем с теми, о ком выше шла речь, — делали с младенцами незлобивыми: когда те, смеясь и играя, протягивали к ним любовно руки свои, окаянные те кровопийцы, схватив за горло, душили их, и, взяв за ноги, разбивали о камень и о стену и, пронзив копьями, поднимали в воздух...

Приводя к себе в Казань русских пленников, прельщали их и принуждали, мужчин и женщин, принять мусульманскую веру. Многие же неразумные — увы мне! — прельщались... боясь мучений и продажи в рабство. Тех же, кто не хотел принять их веру, они убивали; других же держали связанными, наподобии столбов, и продавали на рынке иноземным купцам... Ибо опасались казанцы русских людей мужского пола и неомусульманенных, в большом количестве держать как в Казани, так и во всей Казанской области...”.

Такое состояние перманентной войны с христианами, при фактической моноконфессиональности государства перерождавшееся в почти генетическую ненависть не было характерно ни для Арабского Халифата, где христиане составляли едва ли не большую часть населения, ни даже для более суровой к зиммиям (иноверным подданым) Османской империи.

И следует иметь в виду, что герои нашего повествования если и не принимали непосредственного участия в подобных набегах, то, безусловно, навыкли жить в этих реалиях, что существенно отличает их от прочих описывавшихся здесь святых.

Казанцы были весьма своенравным народом. Так, например, в 1550 г. они по своей инициативе выдали собственного муфтия правителю Свияжска как непокорного московскому царю, и муфтий был казнён. “Крымский” хан Сахыб-Гирей дважды изгонялся казанцами, дважды же их стараниями покидал Казань и его альтернатива - “московский” хан Ших-Али.

Время от времени на сторону русского князя перебегали недовольные чем-либо у себя казанцы, в иные времена сотнями и тысячами расселяясь по русским землям. Весьма многие из них, или их детей принимали крещение. Происходили подобные случаи и с высшими представителями казанской знати. Так, в 1505 г. в христианство перешёл родной брат хана Алехама, царевич Худай-Кул, получивший во Св. Крещении имя Петр. В русском плену принял Крещение и последний из династии Гиреев - царевич Утемыш-Гирей, с именем Александр. Наконец, в 1553 г. в Москве исповедовал веру во Христа Бога последний хан Казанской орды — Едигер-Мухаммед, во Св. Крещении наречённый Симеоном.

После взятия Казани татары крестились целыми семействами, как во время пребывания царя в городе, так и после. Среди них были и герои нашего рассказа.

Cвятые Пётр и Стефан стоят в святцах вместе, под одним днём, хотя неизвестно даже, знакомы ли они были друг с другом. Они были казанскими татарами, оба приняли крещение в 1552 году, после взятия Казани Иваном Грозным. Мусульманские их имена также, как и в случае с Константином, нарочно не были сохранены автором жития.


св. Стефан Казанский

Св. Стефан. Среди всех описанных выше святых его выделяет возраст, в котором он пришёл ко Христу — он стал христианином уже в старости, что само по себе удивительно, так как в таком возрасте человек имеет уже давно сложившееся мировоззрение и не склонен к его кардинальным ревизиям.

Когда прибыл из Москвы в Свияжск с посланием митрополита Макария протоиерей Тимофей, в один из дней подошёл к нему старик-татарин с Арской стороны и объявил, что желает креститься. Протоиерей спросил его: не от бедности ли, или не от страха ли ищет он крещения? Пришедший ответил:

- 30 лет я был болен ногами, так что не мог твёрдо стоять на них. Когда же власть Московского царя сала сильною в нашей стороне, и с нею стал известен Бог христианский, я начал думать: велик Бог, в Которого веруют христиане; Он может дать здоровье и моим ногам, буду же веровать Ему и крещусь. И внезапно, в самый день решимости моей, ноги мои стали здоровы. Теперь я пришёл исполнить обещание. Прошу Вас, крестите меня.

- Смотри, единоплеменники твои будут пытаться отвратить тебя от Христовой веры. - предупредил его священник.

- Не отвратят. - ответил старик и вырвав клок из своей бороды, разорвал его на мелкие части.

- Даже если бы разорвали меня на части, как разорвал я мои волосы — то и тогда не откажусь от Бога вашего. - добавил он и по немногом времени сподобился принять Крещение с именем Стефана.

Между прочим, это вовсе не естественное следствие. И у нас, в областях, где доминирующее население — мусульмане, и даже, как мне рассказывали очевидцы, в самой Турции и других мусульманских государствах, довольно частое явление, когда в храмы приходят последователи Мухаммеда дабы получить исцеление от недугов или избавиться от демонов. Но получая желаемое, они вовсе не считают нужным с риском для жизни или своего материального положения переходить в христианство. То, как поступил св. Стефан говорит о нём, как о человеке честном пред Богом.

Примерно в то же время принимает Св. Крещение и Петр. Обстоятельства его обращения неизвестны. Одно можно сказать точно: он принял христианство не из-за страха смерти или желания сохранить имущество. Как показал подвиг, венчавший в итоге его жизнь, быть со Христом было для него важнее и того и другого.

Так проходит какое-то время...

Спустя три года после их обращения в город наконец прибывает первый епископ — знаменитый св. Гурий Казанский, известный своими трудами по укреплению и распространению христовой веры среди татар. Нет сомнения, что благодаря его проповедям и произошло собственно воцерковление св. Петра и св. Стефана.

Фанатичные родственники, знакомые и незнакомые, оставшиеся в исламе, хотя и не имели покуда силы сделать всё, что хотели, но не скрывали своего отношения к “вероотступникам”, и тяжёлая атмосфера отчуждения, в которой оба наших святых жили все эти годы, не могла не ложиться бременем на них. Их положение было сходно положению первых христиан, которые должны были ежедневно и ежечасно быть готовы запечатлеть свою веру и верность Христу собственной смертью. И наши святые были готовы.

После вывода войск из Казани, вспыхнуло восстание — одно из тех, за которые впоследствии Курбский порицал казанскую политику Ивана IV. Оставленный наместником хан Ших-Али бежал в Свияжск, многие русские, бывшие в городе, подверглись избиению.

Наши святые очень хорошо, быть может, даже лучше, чем все, описанные нами до этого, понимали, что именно им предстоит. Несомненно, они хорошо помнили о том, как незадолго до того, в последний год независимой Казани, в городе было устроено массовое избиение оказавшихся в плену русских воинов числом около 3 тысяч. На предложение перейти в ислам и тем самым сохранить себе жизнь, они ответили отказом. Не отступился никто. И после продолжительных пыток все они были убиты, так что “одних сожгли, других сварили в котлах, других же на колья посадили, иных рассекли на части и резали их тела, иным же... содрали кожу с головы до пояса”.

Имея возможность бежать, св. Стефан принял решение остаться в городе и за твёрдость в христианской вере был изрублен на части, тело его разметали, а дом разграбили.


св. Петр Казанский

Более долгий путь пришлось пройти св. Петру. После ухода русских, родные забрали его домой: отец и мать, братья и сёстры, дальние родственники, друзья, знакомые — все пытались склонить его к отречению от христианства. При этом они называли его прежним мусульманским именем, на что святой мученик отвечал:

- Во Святом Крещении дано мне имя Пётр, а не то, каким вы меня называете.

Много убеждали и просили они его вернуться в ислам, но мученик оставался твёрд, памятуя Божие обетование: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф 10:32); кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге (1 Ин 4:15).

Видя его непреклонность, семья выдаёт его на истязания. Возможно, нам это покажется странным, однако это действительно достаточно обычный и вполне предсказуемый поступок мусульманской семьи в подобном случае. Один современный араб-христианин так описывает меры, принимаемые со стороны семьи по отношению к новообращённому: “сначала с ним говорят по-дружески, просят, чтобы он своей изменой не позорил имя рода, что повлекло бы за собой экономические последствия. Если упомянутый не прислушивается, ему угрожают... или бьют его... И если всё это не помогает, случается, что своя же семья подозревает и обвиняет его в воровстве или в моральном падении с тем, чтобы упрятать его в тюрьму и тем самым показать, что достойная семья порвала все отношения с этим « испорченным» человеком, отрицающим Аллаха и ставшим « безбожником» . Известны случаи, когда неграмотные родители в гневе и ярости пытались даже убить своих уверовавших во Христа детей... они ненавидят свою плоть и кровь, чтобы иметь благословение Аллаха и не выйти из единства всего общества исламской культуры. Род и является тем органом в исламе, который рьяно охраняет Коран, и тем самым этот род становится самым большим препятствием для каждого мусульманина, решившего стать христианином”.

Пытки, которым подвергли святого, продолжаются несколько дней, но до самой смерти, среди жесточайших мук, святой не перестаёт повторять одно:

- Я христианин.

Так он и умер под пытками и был погребён в Казани на месте, где находилась древняя церковь Воскресения Христова, что на Житном Торгу — одна из трёх первых церквей, возведённых сразу после взятия Казани.

Вскоре началось местное почитание свв. Петра и Стефана среди казанских христиан. В 1592 свт. Гермоген Казанский испрашивает у патриарха Иова позволения занести их в повседневный синодик. Со временем их почитание стало общецерковным. Cвятые Пётр и Стефан стоят в святцах вместе, под одним днём. И хотя неизвестно даже, знакомы ли они были друг с другом, их подвиг любви ко Христу соединил их там, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная...


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 18 , стр: 1 2 все [только новые]







Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.06 18:30. Заголовок: Re:


Спасибо за интересное сообщение,Alex_Topor. Но какое противодействие оказывается русскими татарским акциям в Казани? И были ли возражения у казанцев(разумеется, православных) против строительства Кул-Шарифа? Мне уже во время юбилея Казани показалось странным, что восстановили мечеть, снесённую аж по приказу Ивана Грозного. Значит уже тогда было за что!!!
Иеня давно интересует данная тема.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.06 19:02. Заголовок: Re:


очень интересно...для меня эта тема очень близка....я живу сейчас в Крыму...и, честно сказать, в шоке от местных татар, которые вот-вот могут начать злочинства, а ещё требуют замли и перекрывают дороги если им хоть что-то не понравилось, а недавно они подняли такой шум!...из-за того, что в городе хотели установить православный памятник...татарам не понравился крест на памятнике!.....а самое мерзкое то, что украинские власти заигрывают с ними, им всё равно, главное, чтобы русским в крыму насолить...а если получится то и изжить их...

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.06 19:10. Заголовок: Re:


Да, не было никакого противодействия. Все в нашей республике поставлено так, что против власти никто и пикнуть не смеет. Есть, конечно, умные люди, но их бьют рублем - не берут на работу, изводят налоговыми и используют прочие подобные методы. Материалы казанских патриотов можно прочесть на сайте tartaria.ru
Одного из авторов - Алексея Демина я не очень уважаю, поскольку знаю его лично - циник и сплетник, к тому же его патриотизм, на мой взгляд, больше поза, он в душе германофил, который долго жил в ГДР, а потом работал в газете немецкого кантона Швейцарии. Сейчас, после того, как в Казани ему было отказано во всех проправительсвенных-протатарских СМИ (есть, конечно, одна оппозиционная газета, но и та - "оранжевая", западническая по духу, славословила Юща во время известных событий, к тому же он успел там испортить отношения с редактором), он ушел в коммерцию. Однако, дело делал полезное, хотя, как всякий популист, постоянно сгущал краски, и его репортажи из Татарстана для "Русского Курьера" по степени передергиваний и мрачнухи напоминали материалы западных журналистов из России.
Второй автор - Лев Моисеевич Жаржевский (еврей - кстати!), вызывает мое искреннее уважение. Отставной офицер, остроумный журналист, прекрасный историк и знаток виноделия, а также истинный патриот, своими публикациями немало попортил крови власть имущим татарам.
Материалы и того, и другого представлены на этом сайте.

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.06 19:15. Заголовок: Re:


Отголосок этой темы существует и у нас. Главный редактор мэрских "Казанских Ведомостей" на основе своих публикаций составила книгу с "оригинальным" названием "Крымские татары или привет от Сталина" (может быть, кто-нибудь читал "Пиры Валтасара или ночь со Сталиным" Искандера?). И уже в этом пафосном опусе, в основу которого лег материал конца 80-ых, было панятно, что эти товарищи немало нам крови попортят.
С опусом можно ознакомиться на сайте газеты www.kazved.ru.

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.06 14:17. Заголовок: Re:


Alex_Topor
может, будет небезынтересно зайти на
http://forum.tatarlar.ru/

Спасибо: 0 
Профиль





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.06 15:22. Заголовок: Re:


veraWWW пишет:

 цитата:
...чтобы русским в Крыму насолить...а если получится то и изжить их


А вот фиг им!!!
Мы ещё вернёмся туда во всей своей мощи, и всегда будет звучать в сердцах наших:

Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов!
Севастополь, Севастополь,
Гордость русских моряков!



Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.06 16:09. Заголовок: Re:


самое страшное....что с суши на Севастополь татары полезут, а с моря...заплывут американские корабли, ...и учшие бухты, пожалуй, на всём Чёрном море будут под контролем НАТО...а это страшно....а всё к этому идёт....
а Севастополь был русским городом, русский город сейчас ...и будет РУССКИМ всегда,...хотя что только не делал Киев с 90-х годов, чтобы украинизировать....а ещё татары, почувствовав слабость власти полезли....
а Севастополь будет жить до тех пор, пока в нём базируется черноморский флот! Последняя надежда и спасение!!! а страшно представить, что будет если флот выведут....(а ведь контракт только до 2017 года)....а что потом....и почему Россия не поддерживает русский Крым ...не понятно....на страдания тысяч русских людей правительство РФ умышленно закрывает глаза....а с 90-х годов всё пошло прахом....и непонятно, когда наступит конец этому бреду!

Спасибо: 0 
Профиль





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.06 17:07. Заголовок: Re:


VeraWWW, с нашим прозападным правительством давно уже всё ясно...

Пока можно делать вот что - помогать экономически. Помогать, в первую очередь, через православные церкви РПЦ МП, и во вторую очередь, через финансирование прорусских партий. Пусть разместят реквизиты, куда перечислять средства, укажут в чём - в рублях или в уставших енотах. Доверие той или иной крымской партии будет у нас на основании отстаивание статуса русского языка как государственного и позиции в отношении поддержки баз черноморского флота на местном уровне.

Всех же форумлян можно попросить разместить реквизиты на всех тех форумах на которых Крым и Россия слова почти нераздельные.

После поступления средств - часть средств приходы смогут оставлять себе и помогать русским семьям, а часть направлять на создание и постоянную поддержку казачьих отрядов, которым поручить охрану возводимых православных памятников с наказом поступать так: если некая сволочь взрывает памятник, то после поимки она полосуется нагайками почти до смерти, а дом сволочи тайно подрывается. (За неудавшуюся попытку подрыва просто полосуется нагайками без подрыва дома).



Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.06 19:48. Заголовок: Re:


Сотник, какой Вы молодец. Светлая голова. Побольше бы таких. Не пришлось бы сейчас обсуждать эту тему.

Спасибо: 0 
Профиль





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.06 23:57. Заголовок: Re:


Cпаси Вас Бог, Крушедол!

В общем:
1) ждём реквизитов на нашем форуме от крымских приходов РПЦ МП (с номерами телефонов приходов для разъяснения доли прихода и доли, которую необходимо отдать на отряды казаков) и прорусских партий.
2) ищем реквизиты сами на других патриотических форумах.
3) Перед перечислением денег в пользу партии в Крым получаем максимально возможную информацию о данной партии из доступных каждому из нас источников.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.06 16:25. Заголовок: Re:


По теме активизации татарской национальной идеи в Интернет-пространстве
http://www.yuga.ru/articles/society/index.shtml?id=4585
http://www.internetmarafon.ru/regions/kazan/
----
Всероссийский Интернет-марафон: первые итоги
...Весьма любопытными оказались выступления татарских экспертов, говоривших в основном о трудностях, с которым сталкивается сегодня Татнет. Так, по словам председателя Союза федеральной национально-культурной автономии татар России, заместителя председателя исполкома "Всемирного конгресса татар", директора радио "Азатлык" ("Свобода") Рамзиля Валеева, выступавшего на форуме, республика до сих пор не имеет своей поисковой системы (это ж надо такое преставить! - примеч. автора). Одной из причин отсутствия национального поисковика является унификация букв татарского языка, необходимая для создания контента в Сети. Начальник информационно-аналитического отдела Министерства связи и информации Республики Татарстан Эльвира Биканова рассказала о реализации решения Правительства Республики о публикации официальной информации на двух государственных языках. По словам эксперта, на сегодняшний день лишь несколько Министерств реализовали это решение. О недостаточном количестве образовательного контента говорил в своем выступлении Раил Гатауллин, начальник отдела АСУ Татарского государственно-педагогического университета (ТГГПУ), консультант и администратор татарской части портала Министерства образования и науки Республики Татарстан. О подготовке и проведении конкурса "Звезды Татарстана-2006" рассказал Председатель Оргкомитета конкурса Айнур Сибгатуллин. По его словам, в нынешнем году интерес к мероприятию значительно вырос. За первые два месяца подано более 60-ти заявок. Завершающая дискуссия форума была посвящена вопросам и проблемам, озвученным в ходе работы форума. Ее участники выступили с инициативой: учредить День Татнета; подготовить запрос в ICAAN на регистрацию домена (.tat).
--------
Во как! Трепещите россияне, не ровен час затопчут нас орды "точка.тат", "точка.че", "точка.аз" и далее по тексту...

Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.06 12:02. Заголовок: В тему


А Гатауллина я знаю. Признаться, был о нем худшего мнения, а он оказывается далеко не...

Независимость Татарстана - от латиницы до паспортов.

Ирина Лагунина: Общественные деятели Татарстана продолжают настаивать на переводе татарского языка на латинский алфавит. Отрицательную позицию руководства России в этом вопросе в Казани воспринимают как ущемление национальных интересов и отказ от федеральных принципов устройства государства. В Татарстане побывал наш корреспондент Олег Кусов.

Олег Кусов: Общественные деятели Татарстана к проблеме возможной замены кириллицы на латиницу относятся более, чем серьёзно. Говорит председатель Всетатарского общественного центра Талгад Бареев.

Талгад Бареев: Фонетика татарского языка неадекватна той письменности, которую нам навязали в советскую эпоху. Многие звуки там не отражаются или отражаются неадекватно. Как бы вам сказать образно? Вот левой ногой правое ухо надо чесать. А когда переходишь на латиницу, соответственно, все встает на свои места. Вот какая вещь происходит с татарской письменностью. Есть специальная теория в лингвистике о взаимодействии мажоритарных и миноритарных языков, языка большинства и меньшинства. И латиница была одним из механизмов защиты татарского языка от наступления русского. Об этом мало говорят, но это на самом деле так. Нам нужно держать дистанцию от русского языка, если мы хотим сохранить татарский язык. Мы народ другой культуры, другой идентичности. И если кто-то начинает в думе говорить - из русского культурного пространства. Мы вообще народ другой цивилизации, почему мы должны в этом пространстве быть? Нам уже в советское время навязывали единый советский народ и прочие надуманные вещи. По-моему, сейчас хотят вернуть в то же состояние.

Олег Кусов: Эксперт по межнациональным проблемам Алексей Ващенко напомнил, что в Советском Союзе кириллицей не пользовались только в республиках Прибалтики, Грузии и Армении. Как это ни странно, но именно эти народы в годы перестройки более других выступали за выход из состава страны.

Алексей Ващенко: У них был свой национальный алфавит. Именно в этих республиках произошли первые события, которые привели к распаду советского союза, я имею в виду Карабах и события 89 года в Тбилиси. Все республики, которые вышли из состава Советского Союза, будь то Молдова или Прибалтика и все остальные, которые перешли на латиницу, именно эти республики занимают наиболее непримиримую позицию в отношении Российской Федерации. Такая зависимость есть. С другой стороны, здесь просто продолжается нарушение культурного пространства. Так как русский этнос является государствообразующим, то естественно идет как бы отторжение, откол от славянского этноса, и это нарушает конституцию Российской Федерации. Идет работа тех сил, которые хотят все-таки расколоть Россию. И вопрос языка - это как раз является одним из вопросов в этой канве по расколу Российской Федерации.

Олег Кусов: Но в Татарстане немало и противников перевода национального языка на латиницу. Говорит заместитель главного редактора электронной газета "Интертат.ру" Раиль Гатауллин.

Раиль Гатауллин: На кириллице татарский народ пишет уже достаточно давно, около 70-75 лет. Если сейчас переводить всю графику на латиницу, то считаем сразу же минусы: нужно всех обучать - это деньги. Нужно переписывать всю литературу, учебники - это деньги. Нужно менять все документы, все названия учреждений, вплоть табличек на учреждениях, вообще все нужно менять, где у нас язык применен, где написано на татарском, но на кириллице - это все надо менять. Это все выльется в кругленькую сумму. Вопрос: зачем это нужно, если в принципе на кириллице эти минусы, которые отмечают сторонники делатинизации, они практически минимальны. Сторонники латинизации говорят, что кириллица не может передать ряд звуков татарского алфавита, но ведь в целом 70 лет обходились, и нормально все шло, без всяких эксцессов. Так зачем сейчас обратно идти к тому, что было раньше? Зачем тратить лишние деньги, зачем мучить людей, переучивать?

Олег Кусов: Татарский алфавит только в годы советской власти меняли два раза. Слово лидеру Исламского комитета России Гейдару Джемалю.

Гейдар Джемаль: В свое время в бытность студентом я много времени просиживал в библиотеке, читая разные журналы и относящиеся в том числе к делу. И был такой, по-моему, "Шарк" журнал, то есть "Восток", издававшийся в 28 году или в 27-м. Толстый хороший журнал, где по поводу перехода с арабского алфавита на латиницу было сказано: это прекрасное доказательство того, что Советский Союз является интернациональным отечеством народов, и что мы не проводим русификации, чего так опасались местные интернационалисты, потому что мы не на кириллицу переводим. Через десять лет после того, как это было написано и перешли на латиницу, была введена кириллица. Мой отец застал и кириллицу и латиницу. На латинице он начинал учиться, на кириллице продолжал. Это две иллюстрации, две этих идеологических публикации, они являются хорошим подспорьем, хорошей иллюстрацией того, что происходит в нашей стране не только сегодня, но откуда корни всего берутся.

Олег Кусов: Гейдар Джемаль предлагает татарам вернуться к арабской графике.

Гейдар Джемаль: Арабский алфавит в мусульманских языках народов бывшего СССР или царской империи, арабский алфавит сохранялся до 28 года. Моя мать и мой отец родились в этом году. То есть совсем недавно люди были настолько образованными, что, зная русский, французский, немецкий, они еще писали арабскими буквами на родных языках, владели арабским заодно. Сегодня наш общий культурный уровень понизился настолько, что проблема латиницы приобретает политический характер.

Конечно, я считаю, что восстанавливать надо реальную орфографию, реальный старый арабский алфавит, потому что только это в полной мере возвращает наследие, которое все, можно сказать, было создано до года отмены этого алфавита. Все, что было значимого написано по-узбекски, по-азербайджански, по-татарски и так далее, написано до 28 года. После 28 года написано просто партийная белиберда, бесконечные белые березы, но в различных национальных версиях. Надо восстанавливать естественно алфавит, который действовал на территории той же Волги тысячу лет, породил плеяды философов, интеллектуалов, теологов, позволил функционировать огромной богатой цивилизации Золотой орды, которая имела коммуникации с Генуей и так далее, была партнером большой Европы, и все это с использованием арабского алфавита. Споры о латинице и кириллице - это споры маргиналов, мохнатых, пыльных маргиналов, которые залежались в каких-то паутинных углах.

Олег Кусов: Казанский журналист Раиль Гатауллин считает, что попытка перейти на арабскую графику существенно осложнит жизнь жителей республики.

Раиль Гатауллин: Эта идея еще более нелепая. Потому что поколение, которое живет сейчас, включая детей до 10 лет, не в состоянии будет выучиться этой графике, потому что она еще более сложнее, чем латинская. Тут не просто буквы, тут все это нужно заново изучать. Опять же это деньги. Если латинскую графику кто-то будет понимать из гостей города, то арабскую - это будет нонсенс - в центре России арабская графика. Полная изоляция будет. Им все равно, пусть это будет европейская графика, но главное, чтобы не была русская. Вот они на этом в первую очередь останавливаются.

Олег Кусов: Председатель Всетатарского общественного центра Талгад Бареев, напротив, считает идею перевода татарского языка на арабскую графику удачной.

Талгат Бареев: Это интересная мысль, она по-своему очень плодотворна. Арабская письменность имеет какую особенность - в ней нет букв, обозначающих гласные звуки и по этой причине тексты, которые писались в Казани, вполне могли читаться в Ташкенте или в Баку, и литература, которая выпускалась в Казани или в Крыму, она читалась всеми российскими мусульманами. Причем в те времена и лексика была и форси у тюркских народов намного больше, чем сейчас. В советское время вычистили, если я не ошибаюсь, 20-30 тысяч слов. Мы же народ этой цивилизации, этой культуры мусульманской. И конечно в нашем лексиконе масса этих слов была. Но нельзя оставаться на кириллице - это символ нашего рабства, того, что нам навязали колонизаторы. Татарская советская литература, ей место в утиле, сегодня это невозможно читать: "Да здравствует, Сталин. Живи, бессмертный Сталин", - масса таких стихов в советское время наших поэтов, которые считались большими. Она не востребованы просто.

Олег Кусов: Заместитель главного редактора электронной газета "Интертат.ру" Раиль Гатауллин считает, что поставить точку в споре может только республиканский референдум.

Раиль Гатауллин: Об этом можно говорить до бесконечности, об этом можно говорить хоть 20 лет. Но самый эффективный метод поставить точки все над I - это провести референдум. Потому что даже среди моих знакомых я знаю буквально единицы, которые являются сторонниками этой идеи.

Олег Кусов: Латинский алфавит позволит татарскому народу быстрее приобщиться к ценностям западной цивилизации. Так считает эксперт по межнациональным отношениям Юрий Ханжин.

Юрий Ханжин: По мере того, как развивалась экономика, культура стало ясно, что наилучшим для народов тюркского мира для того, чтобы быстрее встать на путь прогресса - это перейти на латинский алфавит. Великий государственный деятель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк в свое время именно был пионером этого перехода турецкого народа, крупнейшего народа тюркского мира на латинский алфавит. Мы знаем, что сейчас Турция является одним из наиболее передовых, быстро развивающихся государств мусульманского мира. Турция стала подлинным мостом между Западом и Востоком, маяком для всех народов Востока. И следуя ее примеру, тюркские народы, близкие и родные ей по крови, культуре и обычаям, приняли латинский алфавит.

Латинский алфавит еще в советское время был и в Азербайджане, и в Киргизии, и в Казахстане принят. Потом насильственным путем уже в период сталинизма стали все это ломать, стали вводить русский алфавит, что в общем-то ни к чему хорошему не привело. И сегодня мы знаем, что и Азербайджан опять вернулся к латинскому алфавиту, и в других тюркских государствах, теперь уже независимых, думают о том, что кириллица тюркам не нужна. И татарский народ вполне естественно принял решение о переходе на латинский алфавит. Это очень разумное решение.

Почему сейчас противятся этому российские власти? Это понятно - потому что они не хотят союза ни с Западом, ни с тюркскими народами Татарстана и других народов, входящих в состав Российской Федерации. Им хотелось бы, чтобы они просто-напросто растворились в некотором безличном россиянстве. Россиянстве, в котором не было бы ни татар, ни башкир, ни удмуртов, ни даже, я скажу, и русских тоже. Потому что этим людям нужны безличные, безнациональные, лишенные чувства нации, гордости своей люди. Люди, которые были бы просто-напросто подданными, сырым материалом, который можно мять и делать из него как из глины какие угодно уродливые фигуры в угоду правящей власти.

Олег Кусов: Как известно, Конституционный суд России ещё год назад определил, что республики, входящие в состав Российской Федерации, не вправе самостоятельно определять графическую основу своих языков.

В тоже время татарские общественные деятели ссылаются на 71 статью Конституции России, согласно которой, на их взгляд, языковый вопрос находится исключительно в компетенции самого субъекта.



Спасибо: 0 
Профиль



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.06 12:03. Заголовок: Re:


Забыл пояснить. Так подает этот вопрос радио "Свобода". Думаю, все знают что это за радио

Спасибо: 0 
Профиль





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.06 14:35. Заголовок: Re:


Alex_Topor

Происходящее в Татарстане есть частность,подобное происходит во многих(да почти во всех) так называемых национальных автономиях.
Это общая политика проводимая современной властью России и одна из составляющих геноцида русских как такового.

Я не спрашиваю,веришь ли ты,я спрашиваю -Во что ты веришь? Спасибо: 0 
Профиль





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.06 18:30. Заголовок: Re:


Безусловно - идея татнэта, перехода на латиницу, вышеупомянутые выступления(и не только эти), отказ посылать в Чечню татар(во время 2-ой войны), прожект превращения Татарии в случае объединения РФ и Белоруссии в 3-ую союзную республику - это проявления сепаратизма. Эта перманентная борьба против всего русского("русские - колонизаторы") не доведёт до добра. Удивительно, как они ещё отказалиь от суверенитета!

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 18 , стр: 1 2 все [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Форум «Русскiй взглядъ»
-
Locations of visitors to this page
Православный 
центр занятости MARIAM.RU - работа, вакансии, резюме. Сеятель Русская монархiя «Русскiй взглядъ» БИБЛИОН - Православная медиатека: аудио, видео, книги