Лучшее доказательство нарастания мирового кризиса – снижение натуральных ( физических) объемов производства и потребления – первичных экономических индикаторов, от которых и «пляшут» финансовые процессы. К сожалению, всего за месяц-другой энергопотребление снизилось почти на 5%, а производство автомобилей, чутко реагирующее на платежеспособность потребителя, упало на 15 и более %. Шоу продолжается… Пока правительства громко увещевают обывателя, что мировой кризис экономики - «почти виртуальное» явление, якобы ограниченное финансовой сферой, кризисные явления переходят в область реального, то есть физического падения производства и потребления, чреватого массовым сокращением занятости и реальных доходов. А это приведет к дальнейшему сжатию потребительского рынка и сваливанию мировой и локальных экономик в кризис, аналогичный предвоенному.
Период всеобщего процветания за счет кредитов подходит к концу.
Самый главный, объективный критерий снижения платежеспособного спроса - это реальные, физические объемы производства и потребления базовых продуктов – в первую очередь, продукции первых переделов, энергии и энергоносителей.
При наличии достаточно надежной статистики физико-экономические показатели, имеющие материально-физическую размерность , позволяют прогнозировать ситуацию лучше, чем полуфиктивные биржевые индексы.
В частности, широко известно, что существует жесткая пропорциональная зависимость между ВВП и объемами потребления экономикой энергоносителей и электроэнергии. При неизменной структуре производства и потребления физические индикаторы экономики, не подверженные конъюнктурным колебаниям в такой степени, как финансовые индикаторы, гораздо более четко отражают реальное развитие событий.
А события эти отнюдь не вдохновляют даже оптимистов по должности, работающих в правительственных структурах. Так, по официальной информации Министерства энергетики США, коммерческие запасы сырой нефти в стране по состоянию на 19 сентября уменьшились за последние пять недель на 15,7 млн барр., запасы бензинов за последние девять недель упали на 38,4 млн барр., а запасы тяжелых дистиллятов (дизельное топливо и топочный мазут) за последние четыре недели снизились на 6,7 млн барр. При этом запасы нефти в стратегическом резерве за минувшую неделю тоже сократились на 1,4 млн барр. Внешние поставки нефти в США и ее переработка также серьезно снизились.
По мнению компетентных экспертов, ожидать разворота рынка не приходится. В США, как и в других экономиках мира, спрос на энергоносители падает.
Только за последние четыре недели (к 19 сентября) потребление нефти и нефтепродуктов в Соединенных Штатах по состоянию на 19 сентября уменьшилось относительно аналогичного периода предыдущего года на 5,3%. В том числе на отдельные виды нефтепродуктов спрос упал: бензины - на 3,5%, авиационный керосин - на 4,5%, дизельное топливо и топочный мазут - на 5,5%.
Более чем возможное сохранение этого тренда чревато не только дальнейшим падением, но и возникновением негативного системного эффекта по принципу домино, что чревато уже коллапсом в духе Великого Кризиса.
Кроме того, на рынке сильны опасения в эффективности плана американских властей по искоренению финансового кризиса, что ставит под вопрос восстановление спроса на углеводороды в крупнейшей экономике мира.
Не менее показательным является объемы производства автомобилей, как, как индикатора динамики дохода среднего класса и потребительского рынка в целом.
Судя по данным крупнейших автогигантов, спрос на металл будет снижаться. Так в августе Toyota снизила производство автомобилей на 17%, Honda - на 4,8%, а Nissan сократил выпуск автомобилей на 5,5%. Эксперты ожидают, что продажи автомобилей в США в текущем году составят лишь 14,2 млн. единиц, что является минимальным объемом реализации автомобильной техники за 15 лет.
Характерно, что при устойчивом росте цен на монетарные драгметаллы стоимость платины, имеющей широкое промышленное применение, опустилась ниже отметки 1200 долл. за унцию, причем снижение котировок металла продолжается несколько дней. В частности, считается. Что падение цен на платину связано с падением производства автомобилей, которое подрывает позиции платиноидов на рынке, поскольку именно металлы этой группы применяются при производстве катализаторов в системах нейтрализации выхлопных газов.
Резкое падение спроса на новые иномарки зафиксировано и на российском рынке, который еще год назад считался быстрорастущим. Ничего личного: рост потребительских цен на 30-40% при замороженной зарплате имеет значение. Равно как и опасение брать авто в кредит в условиях нестабильности рынка – включая рынок труда.
Европейская ассоциация производителей автомобилей сообщила 25 сентября, что продажи большегрузных автомобилей в Евросоюзе снизились в августе на 13% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Продажи коммерческих автомобилей грузоподъемностью до 3,5 т упали на 22%, а грузовиков грузоподъемностью от 3,5 т до 16 т снизились на 17%.
Это свидетельствует, что сжатие потребительского рынка ЕС в натуральных показателях за год составило не менее 15% - с тенденцией к ускорению спада
Лишь продажи автобусов увеличились на 0,7%, благодаря тому, что обычные граждане начали отдавать предпочтение общественному транспорту в условиях высоких цен на топливо и снижения реальных доходов.
Шоу продолжается…
А.О.
13.10.08
... взято
здесь