О наличии и состоянии основных фондов коммунальной инфраструктуры Российской Федерации
Коммунальный комплекс Российской Федерации является наиболее важной составляющей в жизнеобеспечении российских граждан и включает более 10 направлений деятельности, основными из которых являются тепло и электроснабжение, водоснабжение и водоотведение.
Причем по уровню оказываемых потребителям услуг теплоэнергетический комплекс является самым крупным.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует 77 тыс. источников теплоснабжения, в т.ч. 41 тыс. коммунальных.
Протяженность тепловых сетей составляет в двухтрубном исчислении 179 тыс. км, в т.ч. коммунальных 94,4 тыс.км.
Годовой объем произведенной тепловой энергии составляет 1161 млн.Гкал,
из которого 505 млн.Гкал отпускается населению
и 163,5 млн.Гкал на коммунально-бытовые нужды.
Централизованным водоснабжением пользуется 108 млн. человек, проживающих в 1104 городах и 1465 поселках городского типа и 13600 сельских населенных пунктах.
Мощность водопроводов составляет 90,0 тыс.куб.м в сутки (при общей их протяженности в городах и других поселениях Российской Федерации 530,9 тыс. км, в том числе 311,8 тыс. км муниципальных). очистных сооружений водоснабжения - 47,0 млн.куб.м в сутки. За 2004 г. подано в сеть 19,3 млрд.куб.м воды.
При среднероссийском уровне удельного водопотребления на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды равном 211,6 л на одного жителя в сутки, в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 150–200 л (республики Карачаево-Черкесская, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Алтай, Бурятия, Саха /Якутия/, Тыва, Алтайский край, Курганская, Псковская, Костромская, Тамбовская, Курганская, Ставропольский край, Коми-Пермяцкий автономный округ).
Ситуация с водными ресурсами в России продолжает оставаться тревожной. Особенно критично обстоит положение в системе питьевого водоснабжения, где более 40% водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды.
Общая протяженность канализационных сетей в Российской Федерации составляет 176,5 тыс.км.
Всего в городах и других поселениях образуется 15,1 млрд. куб. м сточных вод в год, из которых 13,3 млрд.куб.м пропускается через очистные сооружения.
Из этого количества нормативно очищается только 3,83 млрд.куб.м (28,8%). При этом
в Центральном федеральном округе нормативно очищается сточных вод пропущенных через очистные сооружения – 23,7%,
Северо-Западном федеральном округе – 11,42%,
Южном федеральном округе – 35,6%, Приволжском федеральном округе – 24,7%,
Сибирском федеральном округе – 45,9%,
Дальневосточном федеральном округе – 33,9%.
В ряде регионов, таких как Карачаево-Черкесская Республика, Калининградская, Омская, Новгородская, Псковская области, уровень нормативно очищаемых сточных вод не превышает одного процента. По данным государственной статистической отчетности
вообще не очищается до нормативных значений сточная вода в республике Тыва, Ненецком АО, Таймырском (Долгано-Ненецком) АО, Усть-Ордынском Бурятском АО, Чукотском АО. Общий кризис экономики, систематическое выделение финансовых средств по остаточному признаку, вызвали резкое ухудшение состояния коммунальных объектов в России.
Нарастание износа и повреждаемости основных фондов коммунальной инфраструктуры привело к чрезмерно высокой вероятности катастроф в поселениях, затрагивающие миллионы людей и сотни предприятий, что подтверждается авариями на коммунальных объектах в ряде регионов.
По оценочным данным физический износ основных фондов ЖКХ в целом по России составил: котельных - 54,5%, трансформаторных подстанций – 58,1%, центральных тепловых пунктов – 50,1%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации – 62,5%, тепловых – 62,8% и электрических - 58,1%, водопроводных насосных станций – 65,1%, канализационных насосных станций – 57,1%, тепловых насосных станций – 52,3%, очистных сооружений водопровода - 53,9%, очистных сооружений канализации – 56,2%.
Степень износа объектов коммунального хозяйства по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80%. Причем темпы нарастания износа составляют 1-2 % в год.
Распределение по проценту износа отражается следующими данными.
До 30% износа имеют 9% котельных, 5,6% тепловых сетей, 1,5% водопроводных сетей и 3,4% канализационных сетей.
От 31 до 65% - 54,5% котельных, 60,9% тепловых сетей, 62,2% водопроводных сетей и 62,5% км канализационных сетей.
От 66 до 70% - 36,6% котельных, 33,5% тепловых сетей, 36,3% водопроводных сетей и 34,1% канализационных сетей.
Проведение технической инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства в поселениях регионов Российской Федерации находится на крайне низком уровне и составляет от 5 до 40%. В результате муниципальные органы не обладают достоверной информацией, как об общем количестве объектов, так и об их техническом состоянии.
Менее чем на 5 процентов проведена инвентаризация котельных в Калининградской, Кировской, Новосибирской, Ярославской областях, Республике Карелия; тепловых сетей в Архангельской, Кировской, Новосибирской, Новгородской и Ярославской областях.
Не проведена работа по инвентаризации котельных в республиках Алтай и Кабардино-Балкарской, Ненецком АО, Краснодарском крае, Курганской и Читинской областях; тепловых сетей в республиках Алтай и Карелия, Краснодарском крае, Калининградской, Курганской, Магаданской, Саратовской и Читинской областях.
В этой связи завершение инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства и получение достоверной информации об их техническом состоянии является в настоящее время первоочередной задачей.
По предварительным расчетам
на восстановление основных фондов коммунального сектора до нормативных значений требуется 1 трлн. 636 млрд.рублей, в т.ч. котельных 120 млрд.рублей, трансформаторных подстанций – 60 млрд.рублей, центральных тепловых пунктов – 32 млрд.рублей, коммунальных сетей водопровода – 280 млрд.рублей, канализации – 150 млрд.рублей, тепловых – 180 млрд.рублей и электрических – 140 млрд.рублей; водопроводных насосных станций – 40,7 млрд.рублей, канализационных насосных станций – 83,3 млрд.рублей, тепловых насосных станций – 15 млрд.рублей, очистных сооружений водопровода - 25 млрд.рублей, очистных сооружений канализации – 70 млрд.рублей, улично-дорожной сети – 160 млрд.рублей, транспортных и пешеходных мостов – 230 млрд.рублей, транспортных и пешеходных путепроводов – 30 млрд.рублей.
Фактически планы по модернизации, техническому перевооружению основных фондов и замене ветхих канализационных сетей, главным образом, сориентированы на финансирование за счет средств муниципальных бюджетов. Однако, в связи с отсутствием или незначительным выделением средств на указанные цели, основные фонды фактически не модернизируются.
Очевидно, что в ближайшее время в большинстве субъектов Российской Федерации жилищно-коммунальный комплекс не сможет развиваться без помощи федерального центра, несмотря на то, что основной объем полномочий по управлению этим сектором экономики передан на муниципальный уровень.
Важнейшей проблемой, которая до настоящего времени не решена, является отсутствие в поселениях современной градостроительной документации. Имеющиеся генпланы разработаны и утверждены от 10 до 40 лет назад.
Так, в Курской области из 37 городов и других поселений у 5-ти генплан был разработан и утвержден более 40 лет назад, у 3-х более 30 лет назад, у 4-х более 20 лет назад, у 4-х более 15 лет назад и у 16-ти более 10 лет назад.
В Тверской области из 55 городов и других поселений у 19-ти генплан был разработан и утвержден 20 и более лет назад, у 12-ти 15-19 лет назад, у 18-ти 10-14 лет назад и у 6-ти 10 лет назад.
Анализ полученных из регионов данных по каждому поселению показывает, что аналогичная картина наблюдается повсеместно.
В ряде городов и других поселений градостроительная документация вообще отсутствует.
Поясняющие графические материалы (файл в формате PowerPoint - 121 кБайт):
http://www.gosstroy.gov.ru/txt/1.ppt Экономическое состояние жилищно-коммунального комплекса
Доходы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса по итогам работы за первое полугодие 2005 года составили порядка 714 млрд. руб. по сравнению с 497,4 млрд. руб. за аналогичный период прошедшего года. В то же время расходы предприятий на оказание жилищно-коммунальных услуг превысили 721,3 млрд. руб. за анализируемый период текущего года, за первое полугодие 2004 года расходы составляли порядка 529,9 млрд. руб.
В то же время рост кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса России увеличился на 28 млрд. руб. и находится на уровне 335,5 млрд. руб. Дебиторская задолженность за потребленные жилищно-коммунальные составила 314,8 млрд. руб. при 268,1 млрд. руб. в 2004 году.
Значительное увеличение дебиторской задолженности произошло в таких регионах как Воронежская область: на 2,5 млрд. рублей (с 3,5 млрд. рублей до 6 млрд. рублей), Республика Карелия и Амурская область: на 1,1 млрд. рублей (соответственно с 1,9. млрд. рублей до 3 млрд.рублей и с 2,1 млрд. рублей до 3,2 млрд. рублей). Следует отметить рост кредиторской задолженности в таких регионах, как Воронежская область, который составляет 2,3 млрд. рублей (с 3,3 млрд. рублей до 5,6 млрд. рублей), Тульская область – на 2,1 млрд. рублей (с 5,8 млрд. рублей до 7,9 млрд. рублей), Алтайский край – на 1,8 млрд. рублей (7,3 млрд. рублей до 9,1 млрд. рублей, Красноярский край – 2,2 млрд. рублей (4,2 млрд. рублей до 6,4 млрд. рублей).
Региональный стандарт уровня платежей граждан в среднем по России по сравнению с декабрем 2002 года вырос на 14,3 % и достиг 94 %.
В настоящее время уже в 68 субъектах Российской Федерации уровень оплаты установлен в размере 90 % и выше, 31 регион уже перешел на стопроцентную оплату услуг населению, в том числе Калужская, Костромская, Тверская, Пермская, Саратовская, Челябинская, Иркутская, Омская, Магаданская области, Республики Карелия, Дагестан, Ингушетия, Татарстан, Хакасия, Краснодарский, Приморский края, Еврейская автономная область и др. В большинстве муниципальных образований стандарт уровня оплаты гражданами услуг от экономически обоснованных тарифов приближается к устанавливаемым региональным стандартам и на начало II полугодия составляет 85,5 % в среднем по России по сравнению с 69,1 % за тот же период 2002 года. В последнее время наметилась тенденция к сближению подходов в области тарифной политики, проводимой на уровне региона и на местах.
Поясняющие графические материалы
(файл в формате PowerPoint - 93 кБайт) 23.09.2005 Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой)
Официальный сайт