Форум «Русскiй взглядъ»
Уважаемые участники и гости! Форум находится на переформатировании. Времена меняются, и прежний вариант разбивки на разделы устарел. Темы будут постепенно частично перераспределены между новыми разделами, над чем еще предстоит подумать. Пока некоторые подфорумы недоступны, но это временно. Администратор. РВ
АвторСообщение
постоянный участник


сообщение : 4132
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.07 21:51. Заголовок: Мифы о России: О несчастном русском крестьянине.


О несчастном русском крестьянине и счастливом европейском.


Раз уж мы упомянули освобождение помещичьих крестьян в 1861 году, проделайте такой опыт: спросите какого-нибудь знакомца, слывущего эрудитом, какой процент тогдашнего населения России они составляли? Потом второго, третьего. У меня хватило терпения опросить пятерых. Все ответили, что, поскольку Россия была тогда крестьянской страной, процентов 90. Они сказали так не потому, что где-то встречали подобную цифру, а потому, что цифра была в духе того, что они вынесли из советской школы. Правильный же ответ таков: около 28% (22,5 млн освобожденных от крепостной зависимости на 80-миллионное население страны). Во времена Павла I, всего шестью десятилетиями раньше, доля крепостных была вдвое(!) выше. То есть, выход людей из крепостного состояния происходил естественным ходом вещей и до реформы 1861 года, притом исключительно быстро. Эти данные вы найдете во множестве книг, например, в трудах авторитетного дореволюционного историка крестьянства В.И.Семевского ("Крестьянский вопрос в России...", т.1-2, СПб, 1888 и др.). Но и тени представления об этом не встретишь сегодня даже у начитанных людей.

Вспоминаю об этом всякий раз, читая очередные, но примерно одинаковые, рассуждения об "исторических судьбах" нашего отечества (или "этой страны"). Как я уже упоминал, нынешняя вспышка журнального россиеведения почему-то чаще отмечена отрицательным знаком. Я уже привык к неофитскому трепету, с которым очередной пылкий невежда клянет наше несчастное, на его (ее) вкус, прошлое. Им всегда ненавистна "крепостная Россия", "немытая Россия" (о "немытой" у меня будет отдельный и подробный разговор), "деспотическая Россия", "нищая Россия" (при внимательном же анализе написанного обычно видно, что ненавистна всякая Россия), и почти из каждой строки торчит незнание предмета.

С придыханием пишут, например, как все хорошо и правильно складывалось в благословенной Европе. Вспоминают продовольственную программу XVII века, выдвинутую французским королем Генрихом IV: "хочу, чтобы каждый мой крестьянин по воскресеньям имел суп, а в нем курицу". Правда, прошло почти сто лет после этих замечательных слов, и путешествующий по Франции Жан Лабрюйер записывает следующее: "Всматриваясь в наши поля, мы видим, что они усеяны множеством каких-то диких животных, самцов и самок, со смуглым, синевато-багровым цветом кожи, перепачканных землею и совершенно сожженных солнцем... Они обладают чем-то вроде членораздельной речи, и когда кто-либо из них поднимается на ноги, у него оказывается человеческое лицо... На ночь они прячутся в свои логовища, где живут черным хлебом, водой и кореньями" (цитату из Лабрюйера приводит Ипполит Тэн в своей знаменитой книге "Старый порядок", пер. с франц., СПб, 1907). За один 1715 год, пишет уже сам Тэн, от голода (не от чумы!) вымерла треть крестьянского населения Франции — и, заметьте, это не вызвало даже бунта против помещиков. В маленькой Саксонии от голода 1772 года умерло 150 тысяч человек — и тоже обошлось без потрясений.

Как беспощадно жестко была регламентирована жизнь крестьян Англии (уж не говорю о батраках, работавших за репу и джин) вплоть до конца Промышленной революции, я понял, побывав в музее крестьянского быта в графстве Уилтшир. Зато, слышу я, английский крестьянин остался свободным человеком. Скорее в теории. Он был намертво прикреплен к месту рождения. Как раз в годы царствования нашего Петра I, главного русского закрепостителя, в Англии свирепствовал Act of Settlement, по которому никто не мог поселиться в другом приходе, кроме того, где родился, под страхом "ареста и бесчестия". Для простой поездки в город крестьянину требовалось письменное разрешение (license). Многие помещичьи поля еще в XIX(!) веке охранялись с помощью ловушек и западней, которые могли искалечить и убить голодного вора. Видно, были причины охранять.

По контрасту, в набросках к неоконченным "Мыслям на дороге" Пушкин приводит слова своего дорожного попутчика — что характерно, англичанина (пушкинисты выяснили, что звали этого человека Calvil Frankland и что он жил в России в 1830-31 годах ): "Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу... Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простору действовать". Министр уделов Д.А.Гурьев писал в 1811 году о крестьянах: "Они занимаются всякого рода торгами во всем государстве, вступают в частные и казенные подряды, поставки и откупа, содержат заводы и фабрики, трактиры, постоялые дворы и торговые бани, имеют речные суда".

Царящие ныне представления о русском крестьянстве былых времен неузнаваемо искажены политическими манипуляциями, и такой ненаучный источник, как изящная словесность оказывается в этом смысле надежнее, чем труды неизлечимо пристрастных "прогрессивных публицистов" старой России, не говоря уже о марксистских историках советского времени. Или народный поэт Кольцов был соцреалистом XIX века, лакировщиком действительности? Приведу его стихотворение "Сельская пирушка" (1830):

Ворота тесовы растворилися,
На конях, на санях гости въехали;
Им хозяин с женой низко кланялись,
Со двора повели в светлу горенку.
Перед Спасом Святым гости молятся;
За дубовы столы, за набраные,
На сосновых скамьях сели званые.
На столах кур, гусей много жареных,
Пирогов, ветчины блюда полные.
Бахромой, кисеей принаряжена,
Молодая жена чернобровая
Обходила подруг с поцелуями,
Разносила гостям чашу горькова;
Сам хозяин за ней брагой хмельною
Из ковшей вырезных родных потчует;
А хозяйская дочь медом сыченым
Обносила кругом с лаской девичьей.
Гости пьют и едят, речи гуторят:
Про хлеба, про покос, про старинушку;
Как-то Бог и Господь хлеб уродит нам?
Как-то сено в степи будет зелено?
Гости пьют и едят, забавляются
От вечерней зари до полуночи.
По селу петухи перекликнулись,
Призатих говор, шум в темной горенке,
От ворот поворот виден по снегу.

Марксисты небезуспешно вдалбливали мысль о том, что русский крестьянин был нищ всегда, на протяжении всей истории России. Так ли это? Вот каков был, по разысканиям В.Ключевского, в 1630 (после разрухи Смутного времени!) типичный малоземельный крестьянский двор Муромского уезда, засевавший всего-то около десятины (1,09 га) озимого поля: "3-4 улья пчел, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м — А.Г.) всякого хлеба" (В.О.Ключевский, "Курс русской истории", т.2, М.1988, стр.281.).

С неожиданной стороны освещает уровень благополучия допетровской России Юрий Крижанич, хорват и католик, проживший у нас во времена царя Алексея Михайловича 17 лет (с 1659 по 1676) и увидевший значительную часть тогдашнего русского государства — от его западных границ до Тобольска. Крижанич осуждает — что бы вы думали? — расточительность русского простолюдина: "Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?... Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами [?], шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка".

Про бояр и говорить нечего. "На то, что у нас [т.е. в России — А.Г.] один боярин по необходимости должен тратить на свое платье, оделись бы в указанных странах [Крижанич перед этим рассказывал, как одеваются в Испании, Италии и Германии — странах, хорошо ему знакомых — А.Г.] трое князей... На западных платьях более разумного покроя нет ни пуговиц, сделанных из золота и драгоценных камней, ни золотых твезов, ни шелковых и золотых кистей, ни жемчужных нашивок".

Но и это еще не все. "Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь" (Юрий Крижанич, "Политика", М., 1965). Любопытное "свидетельство о бедности", не так ли?

Кстати, Россия предстает в этих цитатах как страна, на триста лет опередившая свое время. Именно наш век пришел к тому, что "писца" почти во всем мире стало невозможно по одежде отличить от "боярина". В своем веке Крижанич подобных вольностей не видел более нигде. В России каждый одевался как желал и мог. Вне ее царил тоталитарно-сословный подход к облачению людей. Венеция и некоторые другие города-республики, читаем у Крижанича, "имеют законы об одежде, которые определяют, сколько денег дозволено тратить людям боярского сословия на свою одежду".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


постоянный участник




сообщение : 388
Зарегистрирован: 06.07.06
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.07 18:35. Заголовок: Re:


Вот интересно, а что было после 1861 года? Почему "счастливое крестьянство" в большинстве своем в Гражданской войне воевало за большевиков? А потом за "советы без коммунистов", но не за Царя, не за Верховного правителя и не за КомУЧ в конце в концов?

Значит, тому были причины?

Только два сорта и есть, податься некуда:
либо патриот своего Отечества,
либо мерзавец своей жизни.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



сообщение : 503
Зарегистрирован: 01.08.06
Откуда: Россия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.07 11:08. Заголовок: Re:


Но в конце концов крестьяне на опыте гражданской войны убедились кто есть кто и поддержали большевиков!

"Рyсский коммyнизм трyдно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с дрyгой стороны — явление рyсское и национальное." Н.А.Бердяев Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




сообщение : 1256
Зарегистрирован: 21.11.05
Откуда: Малороссия
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.07 21:09. Заголовок: Re:


Red-Rus, с Вами все ясно:
Харашо в стране савецкой жить!!!

HEAVY пишет:

 цитата:
Вот интересно, а что было после 1861 года? Почему "счастливое крестьянство" в большинстве своем в Гражданской войне воевало за большевиков? А потом за "советы без коммунистов", но не за Царя, не за Верховного правителя и не за КомУЧ в конце в концов?

С 1861 г. до 1917-го -- 56 лет прошло. Столько всего изменилось, что даже перечислить трудно. Проще прикинуть масштабы так: с 1917 г. до 1973 -- тоже 56 лет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




сообщение : 429
Зарегистрирован: 06.07.06
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.07 22:29. Заголовок: Re:


HEAVY пишет:

 цитата:
Почему "счастливое крестьянство" в большинстве своем в Гражданской войне воевало за большевиков? А потом за "советы без коммунистов", но не за Царя, не за Верховного правителя и не за КомУЧ в конце в концов?

Значит, тому были причины?



Борисъ, Вы же казак! Я задал вопрос, а Вы мне дали не ответ....

Только два сорта и есть, податься некуда:
либо патриот своего Отечества,
либо мерзавец своей жизни.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




сообщение : 1261
Зарегистрирован: 21.11.05
Откуда: Малороссия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 19:37. Заголовок: Re:


Извиняюсь, вопрос так обширен, что на него изчерпывающе ответить очень трудно. Знаю точно, что еще до I Мiровой войны народ в России жил весьма неплохо и зажиточно. Кто-то из западных наблюдателей того времени удивлялся: и чего им (русским рабочим) не хватает, что они бунтуют? Бесятся обычно с жиру, с голода совсем о другом безпокоятся.
Но это экономическая сторона, а главное -- изменение нравов и общества. Тут и отход от Веры, и масонская агитация, соблазны технического прогресса, да просто наказание Господне. Ведь Он когда хочет наказать -- разума лишает. Прошло столько же времени после революции и что, коммунисты времен Гражданской войны и Брежнева -- это одни и те же коммунисты? Именно это я и хотел подчеркнуть в образной форме.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




сообщение : 430
Зарегистрирован: 06.07.06
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 21:12. Заголовок: Re:


Борисъ пишет:

 цитата:
Прошло столько же времени после революции и что, коммунисты времен Гражданской войны и Брежнева -- это одни и те же коммунисты?




Вот в том то и дело, что нет... А ситуация 17-го года практически повторилась в 91-м.
Может никто не задумывался над причинами 17-го?

Только два сорта и есть, податься некуда:
либо патриот своего Отечества,
либо мерзавец своей жизни.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




сообщение : 1263
Зарегистрирован: 21.11.05
Откуда: Малороссия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 22:43. Заголовок: Re:


Согласен, история повторяется в чем-то. 1917 год наступил не вдруг, а постепенно "накапливался", сценарий же был давно заготовлен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




сообщение : 432
Зарегистрирован: 06.07.06
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 22:52. Заголовок: Re:


Борисъ пишет:

 цитата:
Согласен, история повторяется в чем-то. 1917 год наступил не вдруг, а постепенно "накапливался", сценарий же был давно заготовлен.



А что должен уметь глава государства? Правильно - предвидеть и своевременно реагировать на вызовы времени. Ни тогда, ни тогда это-го не было.

Хотя, мож Горби всю жизнь мечтал рекламировать итальянскую пиццу, а коммунисты не давали!

Только два сорта и есть, податься некуда:
либо патриот своего Отечества,
либо мерзавец своей жизни.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




сообщение : 1265
Зарегистрирован: 21.11.05
Откуда: Малороссия
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.07 22:57. Заголовок: Re:


По моему он и последующие "руководители" России получали и получают зарплату в Вашингтонской сберкассе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Русский Монархист-националист




сообщение : 1636
Зарегистрирован: 15.12.05
Откуда: Россия Матушка, Аляска
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.07 13:03. Заголовок: Re:


Борисъ пишет:

 цитата:
По моему он и последующие "руководители" России получали и получают зарплату в Вашингтонской сберкассе.

Ага слышал, что Горбатому типа отвалили целых 100.000 зелени, дёшево, но они знали, что этот купится!

Русский человек должен ... благодарить Бога за то, что он русский”.
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Форум «Русскiй взглядъ»
-
Locations of visitors to this page
Православный 
центр занятости MARIAM.RU - работа, вакансии, резюме. Сеятель Русская монархiя «Русскiй взглядъ» БИБЛИОН - Православная медиатека: аудио, видео, книги