Форум «Русскiй взглядъ»
Уважаемые участники и гости! Форум находится на переформатировании. Времена меняются, и прежний вариант разбивки на разделы устарел. Темы будут постепенно частично перераспределены между новыми разделами, над чем еще предстоит подумать. Пока некоторые подфорумы недоступны, но это временно. Администратор. РВ
АвторСообщение
администратор


сообщение : 40
Зарегистрирован: 09.02.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.07 00:16. Заголовок: «Православное гетто» - где оно?


Ольга Курова
Православное гетто» - где оно?

Я долго не могла этого понять: а почему, собственно, говорят, будто мы в «гетто»? Гонений на христиан при теперешней власти нет, все пути нам открыты. Ясность внесли несколько неприятных разговоров. И они свидетельствуют, что многие из нас, увы, воспринимают свое православие не как спасительную веру, соединение с Живым Господом, а как некий изъян, горб, комплекс, который мешает быть принятым в «приличном обществе»

На страницах церковных изданий, в рамках чтений и семинаров, в интернет-форумах и блогах мы снова и снова задаемся вопросом: а выходить ли нам, православным, из «гетто»?

Давайте сначала ответим на вопрос, а существует ли вообще то пресловутое гетто, из которого мы должны или не должны выходить? Мы действительно были кем-то когда-то в него собраны? Оно обнесено забором с колючей проволокой? Вроде ничего подобного пока, по милости Божией, не наблюдается, так откуда разговоры о «гетто»?

Православные неизбежно «выходят из мира»? Да, у нас есть монастыри, в России их уже около 450. Но это отнюдь не гетто, где томятся униженные и ущемленные в правах «люди второго сорта» — это передовая духовной брани, православный спецназ, в который призываются лучшие. Есть отдельная категория паломников и трудников, обитающих в монастырских гостиницах. Одних в обители приводят мысли о пути иноческом, других – мучительные скорби и душевные раны. Следовательно, для первых это тренировочный лагерь, для вторых – лазарет, но и первые, и вторые вольны уйти, значит, и околомонастырская жизнь не гетто.

Есть люди, работающие в храмах, епархиальных учреждениях, православных издательствах. Но и они бывают совершенно разными: регент, иконописец, редактор духовной литературы может как испытывать к соблазнам мира сего глубокое отвращение и вести образ жизни крайне аскетичный, так и быть просто хорошим профессионалом, но при том человеком совершенно светским. Так что и среда «профессиональных православных» — не гетто.

А еще есть огромная масса обычных православных прихожан, по численности в разы превышающая монашествующих и храмовых тружеников. В некоторых приходах они хорошо знакомы между собой и участвуют в совместных делах, а в некоторых – нет, там не принято общаться после богослужений. Мы работаем в обычных офисах и на предприятиях своих городов и сел, женимся, рожаем и воспитываем детей, выходим на пенсию, копаем огороды, ездим отдыхать на море, покупаем машины и запасаемся продуктами в супермаркетах, и, увы, болеем и умираем, как положено потомкам Адама. Мы по силам стремимся постичь православное вероучение, задаем вопросы священникам на интернет-сайтах, покупаем книги православных издательств, слушаем «Радио Радонеж» и смотрим телеканалы «Спас» и «Союз». Очевидно, что речь идет именно о пребывании в «гетто» или за его пределами этой основной массы средних обыкновенных мирян, которые в большинстве своем и составляют Тело Церкви.

Я долго не могла этого понять: а почему, собственно, говорят, будто мы в «гетто»? Гонений на христиан при теперешней власти нет, все пути нам открыты. Ясность внесли несколько неприятных разговоров.

Эпизод первый. Сижу в кафе с одним православным знакомым, и он за чашечкой кофе восторженно мне рассказывает:

- Я на днях с девушкой познакомился, такой красивой, стильной, современной.

- Девушка-то православная?

- Нет, что ты, я на этих православных давно уже смотреть не могу: все невзрачные, серые, в платки замотанные, да при такой внешности еще и липнут, замуж хотят, напасть одна, в храме от них деться некуда.

- У вас нет противоречий?

- Да, представляешь, я ей понравился, ее нисколько не смущает, что я православный! Она даже предложила еще раз встретиться, позвонить обещала.

Эпизод второй. Администратор одного православного сайта (отнюдь не домашней странички, а профессионального портала с хорошим дизайном и довольно высоким рейтингом), узнав о том, что руководитель некоей фирмы – православный, предложил разместить на своем сайте рекламу услуг этой фирмы, совершенно бесплатно, просто ради взаимной братской поддержки. В ответ было сказано: «Ой, что вы! Мы не только с православными работаем, у нас компания светская, солидная». С помощью выражения лица и интонации православному веб-разработчику ясно дано было понять, что нечего портить репутацию «солидной компании», показывая ее причастность к обществу «маргиналов из гетто».

Подобные случаи – свидетельство о том, что многие из нас, увы, воспринимают свое православие не как спасительную веру, соединение с Живым Господом, а как некий изъян, горб, комплекс, который мешает быть принятым в «приличном обществе». Забывая евангельские слова: «Кто постыдится Меня перед людьми, того и Я постыжусь перед Лицом Отца Моего Небесного». (Матф. 10,33; Лук. 9,26).

Это трудно отнести к наследию долгих лет коммунистических гонений – ведь многие из нас воцерковились в те годы, когда не то, что коммунистов, уже и Ельцина не было в помине. Возможно, это можно назвать каким-то еретическим двоеверием – человек пытается совместить веру в Царствие Небесное и некую рекламно-языческую Вальхаллу, в которую, в отличие от скандинавского царства славных мертвых воинов, еще при жизни попадают «настоящие большие люди», у которых есть деньги, власть, известность, высокое положение в обществе. Царство, иконами которого служат страницы глянцевых журналов и сияющие неоном витрины. Где, согласно легендам, в больших количествах обитают гламурные валькирии, они же гурии, они же растиражированные две Ксюши – Собчак и Робски.

Все мы слышали это неоднократно: «Мы, православные, не хуже». Но задумайтесь над постановкой вопроса: само по себе сравнение хуже-лучше уже свидетельствует о том, что мы принимаем мирскую, секулярную систему ценностей и соглашаемся со своим низким в ней положением. Отсюда и растет горб.

Психологи утверждают, что застенчивость – оборотная сторона гордости и самолюбия. Точно так же, дезертирство в психологическое гетто, показные «смирение» и «нестяжательность» являются на самом деле признаками боязни посостязаться с обычными светскими людьми на их поприще, да не преуспеть, а опозориться.


Что же делать? А именно то, что делали на протяжении веков чада истинного Бога, оказавшиеся в языческом окружении: сокрушать идолов. Поступать так, как святой Пророк Божий Илия – со жрецами Вааловыми, преп. Авраамий Ростовский – с идолом Велеса, множество римских мучеников первых веков – со своими народными капищами.

Ну и как можно сокрушить мерзкого идола в наши дни, в нашей ситуации? Опрокинуть лоток с глянцевыми журналами, обидеть торгующую ими бабушку-пенсионерку и угодить в «обезьянник»? А если серьезно?


Если серьезно – то «идол в мире ничто» (1-е Кор., 8, 4). А для того, чтобы выработать для себя правильную жизненную стратегию, очень важно отделить подлинную силу и успех от «понтовых» подделок. Подумайте, в чем соревнуются между собой глянцевые герои? Да в том, кто больше съест. То есть, кто потребит больше в общем-то ненужных вещей, и сделает это скорее и с изрядным аппетитом. Знаете, в «Книге рекордов Гиннеса» зафиксированы такие совершенно абсурдные рекорды, как-то: кто больше съест за десять минут живых тараканов?

Кстати, замечали, что в наши дни служит «мерилом успешности» человека? То, где и как он отдыхает. Какой может позволить себе клуб, ресторан, курорт. Заметьте, оценивается вовсе не то, чего он реально достиг: не воплощенные им проекты и даже не сумма на его счету в банке, а суммы денег, которые он может выкинуть просто так, ради настроения. В таких условиях и сам принцип карьеры теряет всякий смысл. Как говорил один мой знакомый: «Раньше я получал тысячу долларов, и жизнь моя была достаточно нормальной, она меня вполне устраивала. Я мог поужинать в ресторане, съездить отдохнуть в Турцию или Египет, купить хорошую бытовую технику. Теперь я начальник, и получаю три тысячи долларов. Но в моей жизни ничего качественно не изменилось. Я тоже могу поужинать в ресторане, но уже не могу пойти в тот, который любил раньше – с моим теперешним доходом это не принято, я вынужден идти в более дорогой. Я могу поехать на море, но тоже уже по статусу обязан выбирать более дорогой отель. Также мне приходится выбирать более дорогой сотовый телефон, ноутбук, автомобиль. Раньше я думал, что, получая большую зарплату, я смогу расширить свои возможности, позволить себе то, чего раньше не мог. А, выходит, я пользуюсь всем тем же самым, но больше за это плачу».

Сокрушение идола – это всегда разрушение иллюзий и возвращение смысла. А смысл в современном обществе в дефиците. На офисных мониторах пора самое время появиться сообщению: «А король-то голый!» или, иными словами, «The Matrix has you». И именно православные люди, добиваясь успеха, возвращают ему смысл. Напоминают, что успех – не ругательное слово из мира глянца, а слово, вполне способное нести и положительный нравственный смысл: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1-е Тим., 4:14-15). Один из примеров – Татьяна Боровикова и другие участники Всероссийского сообщества многодетных семей "Много деток — хорошо!" Успешные и состоятельные православные люди заявляют: «Да, у нас есть деньги, есть возможности, но мы не хотим тратить все это на игрушки, которые подсовывает нам общество потребления. Мы хотим рожать и воспитывать много детей, строить дома, помогать бедным». Призрачным «пищевым» успехам можно и необходимо противопоставить реальные дела и достижения.

Есть еще один мощный резерв, который мы, православные, к сожалению очень редко и слабо используем – это братское единство. Здесь хорошим примером нас может послужить российское дореволюционное старообрядческое купечество. Имея все преимущества закрытых общин, таких как, например, еврейская или армянская национальные диаспоры, старообрядцы в то же время не испытывали по отношению к себе неприязни, как к чужакам, ведь они были русскими. Такими же русскими как все, но еще объединенными своей сплоченной общностью, что и способствовало их успеху.

Увы, мы пока не научились объединяться. Именно поэтому у православных в России до сих пор нет, например, еженедельной аналитической газеты формата «АиФ» — о том, что такое издание необходимо, постоянно говорят уже последние лет 15. Нет иллюстрированных журналов, которые выполняли бы роль «Домостроя наших дней», пропагандируя наш стиль жизни. Зато есть десятки и сотни православных бизнесменов, инвестирующих средства в маргинальные малотиражные издания, чей формат и уровень не позволяют охватить большую аудиторию. Что бы стоило объединиться и выпустить вместе один качественный медиа-продукт? Видно, что-то мешает – возможно, приятнее ощущать себя «удельным князьком», имеющим свою карманную «православную лимонку», чем стать одним из двадцати учредителей чего-то настоящего и весомого. Или нам пора убедиться в реальности «теории заговора»: маргинальным православным изданиям антицерковные силы платят, лишь бы первые так и оставались маргинальными и проповедовали «гетто» как духовно-аскетический идеал?

«Царствие Небесное внутрь вас есть», — говорит нам Господь в святом Евангелии (Лк.17:21). Пресловутое «гетто» – тоже внутри, это модель жизни, сочиненная нами ради оправдания нашей лени и страхов. Выйти из гетто – это не переодеться из субкультурного «рубища» в цивильный костюм, это значит покаяться в собственной боязни и дезертирстве и перестать трепетать перед идолами мира сего.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Форум «Русскiй взглядъ»
-
Locations of visitors to this page
Православный 
центр занятости MARIAM.RU - работа, вакансии, резюме. Сеятель Русская монархiя «Русскiй взглядъ» БИБЛИОН - Православная медиатека: аудио, видео, книги